Физическая культура и спорт
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех основных систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Одним из приоритетных направлений в деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа.
Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Она реализуется в следующих формах:
утренняя гимнастика;
непрерывная образовательная деятельность по физической культуре (проводится в спортивном зале, бассейне и на спортивной площадке);
спортивные праздники и досуги, развлечения, дни здоровья;
двигательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством инструктора способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у дошкольников полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Утренняя гимнастика проводится до завтрака, в течении 5 – 10 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). Как правило, она начинается с ходьбы переходящей на медленный бег; затем следуют упражнения, направленные на укрепление основных мышечных групп организма. Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.
Помимо утренней гимнастики в нашем детском саду проводится гимнастика после сна. Основная цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Она необходима для обеспечения детям: плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; формирования правильной осанки; закрепления навыков осознанного поведения.
Непрерывная образовательная деятельность по физической культуре
Основной формой организованной двигательной активности является непрерывная образовательная деятельность по физической культуре. НОД проводится по плану систематически 2 – 3 раза в неделю. Их продолжительность зависит от возрастных особенностей и варьируется от 15 до 30 мин. Во время проведения НОД используется игровой и спортивный инвентарь, нестандартное оборудование.
Бассейн
В нашем детском саду функционирует бассейн. Занятия в нем проводятся в присутствии медицинской сестры и воспитателя. Ничто так не влияет на повышение эмоциональное статуса ребенка как посещение бассейна.
Спортивные праздники, досуги, развлечения
Спортивные праздники и досуги являются эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Они так же позволяют нам, педагогам, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого.
При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. Проводимые в нашем детском саду спортивные праздники, досуги, развлечения сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе нашего учреждения созданы центры физического развития. Особенностью центров является то, что в них представлено как традиционное оборудование, так и нетрадиционное, которое изготовлено педагогами и родителями.
Широкий спектр нестандартного физкультурного оборудования вносит разнообразие и эффект новизны, способствует развитию интереса детей к выполнению заданий, укреплению здоровья детей, улучшает качество выполнения упражнений, придает им необходимую эмоциональную окраску, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Центры физического развития, правильно размещенные, богатые многофункциональным оборудованием и пособиями, в том числе и нестандартным, формируют у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, благотворно влияют на физическое, умственное развитие, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.